6.3.3. Программирование учебных задач
Начнем программирование учебных задач с написания программы, которая считывает состояние кнопки SB1 и выводит его на светодиодный индикатор VD2 так, что не нажатому состоянию кнопки (высокому уровню сигнала на входе RA4) соответствует светящееся состояние светодиода, и наоборот.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
CALL
CALL
GOTO
;
GET_RA
MOVF
MOVWF
RETURN
;
SB1_VD2
BTFSS
GOTO
BSF
P0
BTFSC
GOTO
BCF
P1
RETURN
;
|
GET_RA
SB1_VD2
LOOP
PORTA,W
TEMPA
TEMPA,4
P0
VD2
TEMPA,4
P1
VD2
|
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_RA
;вызов подпрограммы SB1_VD2
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
;подпрограмма чтения состояния
;порта A
;чтение состояния порта A в W
;пересылка W в TEMPA
;возврат из подпрограммы
;подпрограмма вывода на светодиод
;VD2 состояния кнопки SB1 (разряда 4
;регистра TEMPA)
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=1 (кнопка не нажата)
;перейти на P0
;зажечь светодиод VD2
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=0 (кнопка нажата)
;перейти на P1
;погасить светодиод
|
Основная программа содержит замкнутый цикл LOOP – GOTO LOOP, необходимый для периодического повторения цикла контроля состояния кнопки и вывода его на индикатор. Команда CLRWDT исключает влияние возможного сброса по переполнению сторожевого таймера на работу программы. Две следующие команды осуществляют вызов подпрограмм GET_RA и SB1_VD2. Первая из них (GET_RA) вначале считывает текущее состояние порта A, которое помещается в рабочий регистр W. Поскольку рабочий регистр может потребоваться при исполнении других команд, его состояние записывается в регистр TEMPA, используемый здесь для временного хранения состояния порта A. Таким образом, после возврата из подпрограммы GET_RA в разряде 4 регистра TEMPA содержится информация о состоянии кнопки SB1: «1» – не нажата, «0» – нажата.
Подпрограмма SB1_VD2 анализирует состояние разряда 4 регистра TEMPA и, в зависимости от него, зажигает или гасит светодиод. В системе команд МК PIC16F84 нет команд условного перехода, поэтому для организации проверки того или иного условия используются команды, позволяющие пропустить выполнение следующей команды программы, в зависимости от состояния определенного бита в заданном регистре (BTFSS и BTFSC). В частности, команда BTFSS TEMP,4 пропускает исполнение команды GOTO P0, если TEMP,4 = 1 (кнопка не нажата). Тем самым реализуется команда BSF VD2, которая зажигает светодиод VD2. Затем анализируется условие TEMP,4 = 0 (кнопка нажата) и, если оно имеет место, светодиод гасится.
Возможна более простая реализация заданного алгоритма, поскольку нажатое состояние кнопки исключает не нажатое (и наоборот), но представленный вариант более нагляден.
Рассмотрим более сложный вариант программы, предусматривающий зажигание светодиода VD2 только при следующем состоянии тумблеров и кнопок макета: SA1 = 1, SA2 = 1, SB1 = 1 и SB2 = 0.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
CALL
CALL
CALL
GOTO
;
GET_RB
MOVF
MOVWF
RETURN
;
ZAG_1110
BTFSS
GOTO
BTFSS
GOTO
BTFSS
GOTO
BTFSC
GOTO
BSF
GOTO
P0
BCF
P1
RETURN
;
INCLUDE
;
|
GET_RA
GET_RB
ZAG_1110
LOOP
PORTB,W
TEMPB
TEMPA,2
P0
TEMPA,3
P0
TEMPA,4
P0
TEMPB,0
P0
VD2
P1
VD2
GET_RA.ASM
|
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_RA
;вызов подпрограммы GET_RB
;вызов подпрограммы ZAG_1110
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
;подпрограмма чтения состояния
;порта B
;чтение состояния порта B в W
;пересылка W в TEMPB
;зажигает светодиод VD2 только при
;следующем состоянии тумблеров и
;кнопок макета:
;SA1 = SA2 = SB1 = 1 и SB2 = 0
;пропустить команду, если
;TEMPA,2=1
;пропустить команду, если
;TEMPA,3=1
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=1
;пропустить команду, если
;TEMPB,0=0
;зажечь светодиод VD2
;погасить светодиод VD2
|
Подпрограммы GET_RA и GET_RB помещают в регистры TEMPA и TEMPB текущие состояния портов A и B, соответственно. Подпрограмма ZAG_1110 анализирует состояния разрядов 2,3 и 4 регистра TEMPA и разряда 0 регистра TEMPB, и при условии TEMPA,2,3,4 = 1,1,1 и TEMPB,0 = 0, зажигает светодиод VD2. При невыполнении хотя бы одного из этих условий светодиод гасится.
Использование директивы INCLUDE GET_PORTA.ASM позволяет включать уже отлаженные модули подпрограмм в текущую программу. Для того чтобы этой возможностью можно было воспользоваться, необходимо сохранять отлаженные модули в виде отдельных ассемблерных файлов.
Попробуем теперь использовать семисегментный индикатор для контроля состояния тумблеров макета. Вначале напишем программу, которая выводит на индикатор HL семисегментное изображение любого двоичного числа от 0b до 1111b в шестнадцатиричном представлении.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
MOVLW
CALL
MOVWF
GOTO
;
SEV_SEG
ANDLW
ADDWF
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
RETLW
;
|
0x0A
SEV_SEG
PORTB
LOOP
0x0F
PCL,F
0x80
0xF2
0x48
0x60
0x32
0x25
0x04
0xF0
0x00
0x20
0x10
0x06
0x8C
0x42
0x0C
0x1C
|
;сброс сторожевого таймера
;пересылка константы 0A в W
;вызов подпрограммы SEVEN_SEG
;пересылка W в PORTB
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
;подпрограмма обслуживания
;семисегментного индикатора
;маскирование 4-х младших разрядов
;W и обнуление 4-х старших
;сложение W с PCL и пересылка
;результата в PCL
;возврат из подпрограммы с 80 в W
;возврат из подпрограммы с F2 в W
;возврат из подпрограммы с 48 в W
;возврат из подпрограммы с 60 в W
;возврат из подпрограммы с 32 в W
;возврат из подпрограммы с 25 в W
;возврат из подпрограммы с 04 в W
;возврат из подпрограммы с F0 в W
;возврат из подпрограммы с 00 в W
;возврат из подпрограммы с 20 в W
;возврат из подпрограммы с 10 в W
;возврат из подпрограммы с 06 в W
;возврат из подпрограммы с 8C в W
;возврат из подпрограммы с 42 в W
;возврат из подпрограммы с 0C в W
;возврат из подпрограммы с 1C в W
|
Программа начинает свою работу с пересылки константы 0x0A в рабочий регистр W. Затем производится вызов подпрограммы обслуживания семисегментного индикатора SEV_SEG. Работа подпрограммы SEV_SEG начинается с маскирования 4-х младших разрядов W и обнуления 4-х старших. Тем самым из анализа исключаются старшие разряды передаваемого из рабочего регистра W числа. Затем маскированное содержимое регистра W добавляется к текущему состоянию младшего байта счетчика команд PCL, и результат помещается в PCL. Таким образом, производится дополнительное смещение счетчика команд на величину, которая была передана в рабочем регистре. Например, если было W=0, то содержимое счетчика команд не изменится, и будет выполнена следующая команда RETLW 0x80, которая вызовет возврат из подпрограммы с записью 0x80 = B'1000000' в регистр W. Если, как было в приведенной программе, W=0A, то к содержимому PCL будет добавлено число 0x0A, и произойдет дополнительное смещение на 10 шагов. В результате будет выполнена команда RETLW 0x10, которая вызовет возврат из подпрограммы с записью 0x10 = B'0001000' в регистр W.
После возврата из подпрограммы производится пересылка W в PORTB и отображение его состояния на семисегментном индикаторе HL. В частности, если W = 0, то при выводе 1000000b на порт B семисегментный индикатор покажет , а при W = A покажет .Таким образом, может быть отображено любое 4-разрядное двоичное число.
Метод прямого управления счетчиком команд, использованный в подпрограмме SEV_SEG, может применяться для реализации табличной конвертации чисел. При этом необходимо иметь в виду, что данный метод не позволяет конвертировать более 256 значений в одной таблице. Кроме того, программа табличной конвертации должна целиком располагаться внутри 256-байтного блока во избежание переполнения младшего байта счетчика команд.
Используя подпрограмму SEV_SEG, напишем теперь программу, которая читает состояния тумблеров SA1 и SA2 и выводит на индикатор соответствующее число.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
CALL
RRF
RRF
ANDLW
CALL
MOVWF
GOTO
;
INCLUDE
INCLUDE
;
|
GET_RA
TEMPA,F
TEMPA,W
0x03
SEV_SEG
PORTB
LOOP
GET_RA.ASM
SEV_SEG.ASM
|
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_RA
;сдвиг вправо на один разряд
;через перенос
;сдвиг вправо на один разряд
;через перенос
;маска на два младших разряда
;вызов подпрограммы SEVEN_SEG
;пересылка W в PORTB
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
|
Подпрограмма GET_RA помещает в регистр TEMPA текущее состояние порта A. Таким образом, в разрядах 2 и 3 регистра TEMPA хранится текущее состояние тумблеров SA1 и SA2. Для того чтобы биты состояния тумблеров заняли позиции 0 и 1 регистра TEMPA, производится два сдвига вправо через перенос, причем результат второго сдвига помещается в регистр W. Затем накладывается маска на два младших разряда рабочего регистра и производится вызов подпрограммы SEV_SEG. После выхода из подпрограммы результат подается на порт B и отображается на индикаторе.
Рассмотрим теперь программы, работающие в реальном масштабе времени, т.е. выдающие сигналы определенной длительности и частоты следования, либо учитывающие временные параметры входных сигналов. Основным элементом таких программ является подпрограмма формирования временной задержки. Рассмотрим один из возможных вариантов такой подпрограммы с использованием программных методов формирования задержки, т.е. без применения встроенного таймера.
;основная программа
|
MOVLW
CALL
;
DELAY
MOVWF
LOOPD
DECFSZ
GOTO
RETURN
;
|
0xL
DELAY
COUNT1
COUNT1,F
LOOPD
|
;пересылка константы H'L' в W
;вызов подпрограммы DELAY
;подпрограмма формирования
;задержки времени
;загрузка W в регистр COUNT1
;декремент COUNT1
;повторение цикла H'L' раз
;возврат из подпрограммы
|
Основная программа производит вызов подпрограммы DELAY с некоторой константой L в рабочем регистре W, определяющей число внутренних циклов подпрограммы. Подпрограмма DELAY начинает свою работу с загрузки содержимого рабочего регистра в регистр пользователя COUNT1. Команда DECFSZ COUNT1,F уменьшает на единицу содержимое регистра COUNT1 и проверяет его на равенство нулю. Нулевое состояние регистра COUNT1 приводит к выходу из цикла и возврату из подпрограммы. Для исполнения каждого внутреннего цикла требуется три машинных цикла МК (1 цикл на исполнение команды DECFSZ при ненулевом результате и 2 цикла на каждую команду GOTO). Выход из подпрограммы DELAY потребует 4-х циклов (2 цикла на исполнение команды DECFSZ при нулевом результате и 2 цикла на RETURN). Если добавить к этому еще 4 цикла, необходимых для загрузки константы в рабочий регистр, вызова подпрограммы и загрузки регистра пользователя COUNT1, то общее время исполнения подпрограммы DELAY (задержка) составит
TD = 4 + 3*(L – 1) + 4 = 5 + 3*L циклов,
где L – константа, переданная через рабочий регистр в подпрограмму DELAY.
При тактовой частоте fosc = 2МГц время цикла равно tц = 2 мкс, поэтому при загрузке L = H'00' = .0 максимальный формируемый интервал времени составит 1,55 мс. Такой результат связан с тем, что команда DECFSZ сначала декрементирует содержимое регистра (H'00' – 1 = H'FF'), а затем уже анализирует результат.
Минимальный формируемый интервал времени составит при тех же условиях 5 циклов или 10 мкс. Для получения такого интервала необходимо перед вызовом подпрограммы DELAY загрузить в рабочий регистр число 0x01.
Для расширения верхней границы формируемых временных интервалов, а также с целью повышения удобства работы с подпрограммой, можно добавить в цикл LOOPD одну или несколько дополнительных команд, в качестве которых чаще всего используется команда NOP. Для примера рассмотрим подпрограмму формирования задержки времени DELAY_C
;
DELAY_C
MOVWF
LOOPD
NOP
DECFSZ
GOTO
RETURN
;
|
MOVWF COUNT1
COUNT1,F
LOOPD
|
;подпрограмма формирования
;задержки времени (вариант C)
;загрузка W в регистр COUNT1
;пустая команда
;декремент COUNT1
;повторение цикла H'L' раз
;возврат из подпрограммы
|
Общее время исполнения подпрограммы DELAY_C, включая ее вызов, составит
TD = 4 + 4*(L – 1) + 4 = 4 + 4*L циклов.
При тактовой частоте fosc = 2МГц и загрузке константы L = H'F9' = .249 формируемый интервал времени составит ровно 2 мс. Уменьшение константы на единицу уменьшает формируемый временной интервал на 8 мкс. В частности, при L = .124 образуется задержка в 1 мс.
Для формирования больших задержек времени, лежащих в диапазоне долей и единиц секунд, такой подход неудобен. В этом случае используются вложенные циклы, как показано в следующем примере.
;основная программа
|
MOVLW
CALL
;
DELAY_D
MOVWF
CLRF
LOOPD
DECFSZ
GOTO
CLRWDT
DECFSZ
GOTO
RETURN
;
|
0xL
DELAY_D
COUNT2
COUNT1
COUNT1,F
LOOPD
COUNT2,F
LOOPD
|
;пересылка константы H'L' в W
;вызов подпрограммы DELAY_D
;подпрограмма формирования
;большой задержки времени (вариант D)
;загрузка W в регистр COUNT2
;сброс содержимого регистра COUNT1
;декремент COUNT1
;повторение цикла 256 раз
;сброс сторожевого таймера
;декремент COUNT2
;повторение цикла H'L' раз
;возврат из подпрограммы
|
Время исполнения внутреннего цикла подпрограммы DELAY_D составляет 3*256 + 4 машинных циклов МК, поэтому общая задержка составит
TD = 5 + (3*256 + 4)*L циклов.
При тактовой частоте fosc = 2МГц время цикла равно tц = 2 мкс, поэтому при загрузке L = H'00' = .0 максимальный формируемый интервал времени составит около 0,4 с.
Поскольку формируемый интервал времени достаточно велик, во внешний цикл включена команда сброса сторожевого таймера.
Интервал времени 0,4 с не совсем удобен для получения задержек времени, кратных секунде, поэтому рассмотрим еще один вариант подпрограммы формирования больших задержек времени с дополнительной командой NOP во внутреннем цикле.
;
DELAY_E
MOVWF
CLRF
LOOPD
NOP
DECFSZ
GOTO
CLRWDT
DECFSZ
GOTO
RETURN
;
|
COUNT2
COUNT1
COUNT1,F
LOOPD
COUNT2,F
LOOPD
|
;подпрограмма формирования
;большой задержки времени (вариант E)
;загрузка W в регистр COUNT2
;сброс содержимого регистра COUNT1
;пустая команда
;декремент COUNT1
;повторение цикла 256 раз
;сброс сторожевого таймера
;декремент COUNT2
;повторение цикла H'L' раз
;возврат из подпрограммы
|
Время исполнения внутреннего цикла подпрограммы DELAY_E составляет 4*256 + 4 машинных циклов МК, поэтому общая задержка составит
TD = 5 + (4*256 + 4)*L циклов.
При тактовой частоте fosc = 2МГц и при загрузке L = H'F3' = .243 формируемый интервал времени составит около 0,5 с при погрешности не более 0,2%. Если необходима более высокая точность, можно вставить необходимое количество пустых операций во внешний цикл формирования задержки.
Рассмотрим далее несколько программ с использованием подпрограмм формирования задержки времени. Начнем с написания программы, которая подает звуковой сигнал на динамик BA1 при нажатии на кнопку SB1. Динамик будет звучать только в том случае, если на выход RA0 будет подан периодически изменяющийся сигнал. Для того чтобы звук был хорошо слышен, его частота должна находиться вблизи максимума слышимости человеческого уха. Выберем частоту звучания равной 1 КГц, что соответствует периоду следования импульсов сигнала 1 мс.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
CALL
CALL
GOTO
;
SB1_BA1
BTFSC
GOTO
BSF
MOVLW
CALL
BCF
MOVLW
CALL
B0
RETURN
;
INCLUDE
INCLUDE
;
|
GET_RA
SB1_BA1
LOOP
TEMPA,4
B0
BA1
0x3E
DELAY_C
BA1
0x3E
DELAY_C
GET_RA.ASM
DELAY_C.ASM
|
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_PORTA
;вызов подпрограммы SB1_BA1
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
;подпрограмма подачи звука на
;динамик BA1 при нажатии на кнопку
;SB1
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=0 (кнопка нажата)
;перейти на B0
;подача высокого уровня на RA0
;пересылка константы
;H'3E' = .62 в W
;вызов подпрограммы DELAY_C
;подача низкого уровня на RA0
;пересылка константы
;H'3E' = .62 в W
;вызов подпрограммы DELAY_C
|
Как и раньше, подпрограмма GET_RA считывает текущее состояние порта A, которое затем передается в регистр TEMPA. Подпрограмма SB1_BA1 анализирует состояние разряда 4 регистра TEMPA и, в зависимости от результата, озвучивает динамик BA1 или нет. Необходимая выдержка линии RA0 в единичном и нулевом состояниях обеспечивается подпрограммой DELAY_C с параметром L = H'3E' = .62. Это соответствует времени задержки около 0,5 мс, что и дает в результате необходимую частоту следования сигнала 1 Кгц.
Рассмотрим далее программу, которая заставляет мигать светодиод VD2 при нажатии на кнопку SB1. Для того чтобы мигания были хорошо видны, выберем их частоту равной 1 Гц.
;основная программа
|
LOOP
CLRWDT
CALL
CALL
GOTO
;
SB1_VD2M
BTFSC
GOTO
BSF
MOVLW
CALL
BCF
MOVLW
CALL
V0
BTFSS
GOTO
BCF
V1
RETURN
;
INCLUDE
INCLUDE
;
|
GET_RA
SB1_VD2M
LOOP
TEMPA,4
V0
VD2
0xF3
DELAY_E
VD2
0xF3
DELAY_E
TEMPA,4
V1
VD2
GET_RA.ASM
DELAY_E.ASM
|
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_RA
;вызов подпрограммы
;SB1_VD2M
;переход к метке LOOP для
;повторения процесса
;подпрограмма мигания светодиода
;VD2 при нажатии на кнопку SB1
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=0 (кнопка нажата)
;перейти на V0
;зажечь светодиод VD2
;пересылка константы
;H'F3' = .243 в W
;вызов подпрограммы DELAY_E
;погасить светодиод
;пересылка константы
;H'F3' = .243 в W
;вызов подпрограммы DELAY_E
;пропустить команду, если
;TEMPA,4=1 (кнопка не нажата)
;перейти на V1
;погасить светодиод
|
Программа работает почти так же, как и предыдущая. Первое отличие заключается в том, что светодиод принудительно гасится при не нажатой кнопке. Второе отличие заключается в величине интервала времени, который составляет здесь 0,5 с и формируется подпрограммой DELAY_E.
Подпрограммы формирования задержки времени могут быть также полезны при работе с такими внешними источниками сигналов, как тумблеры, кнопки, переключатели и т.п. Дело в том, что все механические коммутаторы имеют одно негативное свойство, известное как «дребезг» контактов, которое обусловлено механическими колебаниями контактов при их замыкании и размыкании. Длительность колебаний составляет обычно несколько миллисекунд, в течение которых на вход МК может поступать пачка импульсов вместо идеального перепада.
Аппаратные способы борьбы с «дребезгом» контактов основаны на использовании RS-триггеров, одновибраторов или триггеров Шмитта. В устройствах на основе МК подавление «дребезга» контактов обычно осуществляется программными способами, которые основаны на повторном считывании состояния линии порта через определенное время.
В качестве примера рассмотрим «бездребезговый» вариант подпрограммы чтения состояния порта A.
;
GET_RAD
DD
MOVF
ANDLW
MOVWF
CLRWDT
MOVLW
CALL
MOVF
ANDLW
SUBWF
BTFSS
GOTO
RETURN
;
INCLUDE
;
|
PORTA,W
0x1C
TEMPA
0x0A
DELAY_E
PORTA,W
0x1C
TEMPA,W
Z
DD
DELAY_E.ASM
|
;подпрограмма чтения состояния
;порта A в регистр TEMPA
;с подавлением "дребезжания"
;чтение состояния порта A в W
;наложение маски b'00011100'
;на неиспользуемые биты W
;пересылка W в TEMPA
;сброс сторожевого таймера WDT
;пересылка константы
;H'0A' = .10 в W
;вызов подпрограммы DELAY_E
;чтение состояния порта A в W
;наложение на W маски b'00011100'
;вычитание W из ТЕМРA
;пропустить команду, если результат
;нулевой
;перейти на метку DD
|
Суть работы подпрограммы заключается в повторном чтении состояния порта A спустя некоторое время после предыдущего и сравнении его с прежним значением. Константа H'0A' = .10, пересылаемая в регистр W перед вызовом подпрограммы DELAY_E, обеспечивает значение задержки времени около 20 мс - этого, как правило, достаточно для завершения переходных процессов при переключении механических коммутаторов. Маскирование неиспользуемых разрядов порта повышает надежность работы подпрограммы. Сброс сторожевого таймера перед вызовом подпрограммы задержки нужен для исключения сброса МК между двумя процедурами опроса порта A.
Рассмотрим теперь работу программы, которая использует некоторые из разработанных ранее подпрограмм. Пусть целью работы программы является подсчет числа нажатий на кнопку SB1 с выводом результата на семисегментный индикатор в шестнадцатиричном коде.
;основная программа
|
CLRF
LOOP
CLRWDT
CALL
BTFSC
GOTO
INCF
MOVF
CALL
MOVWF
TEST
CALL
BTFSS
GOTO
GOTO
;
INCLUDE
INCLUDE
;
|
COUNT3
GET_RAD
TEMPA,4
LOOP
COUNT3,F
COUNT3,W
SEV_SEG
PORTB
GET_RAD
TEMPA,4
TEST
LOOP
GET_RAD.ASM
SEV_SEG.ASM
|
;сброс счетчика нажатий
;сброс сторожевого таймера
;вызов подпрограммы GET_RAD
;проверка нажатия SB1
;если не нажата – возврат
;на метку LOOP
;инкремент счетчика
;пересылка содержимого
;счетчика в рабочий регистр
;вызов подпрограммы SEVEN_SEG
;пересылка W в PORTB
;вызов подпрограммы GET_RAD
;проверка нажатия SB1
;если еще нажата – возврат
;на метку TEST
;возврат на метку LOOP
|
Приведенные в главе программы не охватывают и малой доли возможностей, которые предоставляет даже такой простой макет, как изображенный на рис. 6.3. Однако их освоение, надеюсь, будет полезным для начинающих пользователей PIC-контроллеров.
 |
 |
|
|
|
|
|
Страницы:
«
1
2
3
4
5
вопросы
»
|
 |
 |
|