9 мая
ВАЛЕРИЙ ФАЛЬКОВ ПРОВЕЛ ЭКСПЕРТНУЮ СЕССИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В мероприятии, которое прошло в Научно-технологическом университете «Сириус», приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, университетского и академического сообщества, общественных организаций.
Темой обсуждения стал проект изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», а также проектирование соответствующих подзаконных актов. Ранее Президент Владимир Путин поручил «подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений в части, касающейся совершенствования системы уровней высшего образования».
В своем выступлении Министр обозначил ключевые изменения в системе высшего образования:
- Вводится единый уровень – высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
- Срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
- Планируется обновить государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социогуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, – это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
- Сущностный элемент новой модели – переход к регулированию платного приема в вузы: платное обучение нужно нацелить на решение задач государства.
- Важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
- В составе федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
- Магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база, и будет делиться на три типа: профессиональную, управленческую и исследовательскую.
- Изменится роль аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным самостоятельным уровнем профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.
- Минобрнауки вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.