УЧЕНЫЕ СГТУ СОЗДАЛИ ВЫСОКОПРОЧНЫЕ И УСТОЙЧИВЫЕ К КОРРОЗИИ ВАНТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН
30 мая
Ученые Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. разработали высокопрочные вантовые растяжки из композиционных материалов, которые будут востребованы при строительстве дождевальных машин, мостов, высотных мачт, башен, спортивных конструкций и других навесных сооружений.
Небольшой вес этих растяжек значительно уменьшает давление на опорные элементы и основания, а их отличная устойчивость к коррозии облегчает процесс обслуживания и сокращает затраты на эксплуатацию.
Авторы разработки – сотрудники лаборатории коллективного пользования «Современные методы исследования функциональных материалов и систем» Энгельсского технологического института (филиала) СГТУ, кандидаты технических наук Андрей Щербаков и Антон Мостовой.
«Современные инженерные сооружения требуют материалов, сочетающих прочность, малый вес и устойчивость к внешней среде. Особенно это важно для вантовых конструкционных элементов, которые применяются при строительстве дождевальных машин, мостов, мачт, башен и других навесных сооружений. Традиционно для этих целей используют стальные канаты, но у них есть слабые стороны. Они тяжелые, подвержены коррозии, им необходимо защитное покрытие. Мы же разработали уникальную технологию получения новых композитных вантовых растяжек, способных заменить сталь без потерь в эксплуатационных характеристиках при снижении цены конечного изделия. Наша технология полностью совместима с существующими производственными линиями и не требует дорогостоящего оборудования», – рассказывает Андрей Щербаков.
По словам ученых СГТУ, основой композиционной вантовой растяжки является эпоксидная смола, армированная базальтовыми или стеклянными волокнами. Этот материал, известный как полимерный композит, отличается высоким соотношением прочности к весу. Главный же технологический прорыв политеховцев достигнут благодаря модификации связующего – самой смолы.
В ходе исследования применялись два метода: первоначально смола модифицировалась наночастицами оксида графена или углеродными нанотрубками в концентрации менее 1%. Для повышения эффективности упрочнения поверхность наночастиц обрабатывалась аминосиланом, обеспечивающим химическое связывание с эпоксидной матрицей. Такая обработка способствовала лучшему соединению наполнителя с полимером, увеличивая прочность и жесткость композита примерно на 25%. Затем, для дальнейшей интенсификации межфазного взаимодействия, эпоксидное связующее, модифицированное нанотрубками, подвергалось кратковременному воздействию микроволнового излучения. Этот метод активирует функциональные группы на поверхности наночастиц, усиливая их химическую связь с матрицей и обеспечивая более однородное распределение наполнителя. В результате достигается дополнительное повышение прочности и термостойкости конечного композита.
В итоге учеными СГТУ были разработаны композитные вантовые растяжки, способные выдерживать нагрузки растяжения, превышающие 1600 мегапаскалей, а также обладающие устойчивостью к воздействию влаги и соленой среды, что обеспечивает их защиту от коррозии. При этом плотность материала становится вчетверо меньше, чем у стали, что позволяет значительно снизить вес конструкции без ущерба для ее прочности.
По материалам исследований опубликованы научные статьи в журналах.
Reinforced Epoxy Composites Modified with Functionalized Graphene Oxide